ttdz_001_004
ПЕДАГОГИКА
Зыков М. Б. Обучение, воспитание, образование и время как
четыре базисных вектора педагогического пространства [Текст] / М. Б. Зыков //
Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ.
конф. (Чебоксары, 09 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. –
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (5). – С. 71–74. – ISSN 2412-0537.
Зыков Михаил Борисович
д-р филос. наук, д-р экон. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный
университет им. И.А. Бунина» г. Елецк, Липецкая область
ОБУЧЕНИЕ,
ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ВРЕМЯ КАК ЧЕТЫРЕ БАЗИСНЫХ ВЕКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА
Аннотация:
в данной статье предложена четырехмерная с векторами – обучение, воспитание,
образование и время – модель педагогического пространства, в которой
совершается прижизненное восхождение человека от врожденного животного
состояния (эмира) через общественно детерминированное состояние (силача) к
духовно определяемому состоянию (аватару). Модель позволяет дать современное
инструментальное определение обучению, воспитанию и образованию и тем самым
усилить научный потенциал педагогики. Ключевые слова: обучение, воспитание,
образование, время, человеческий капитал, эмир, силач, аватар, личность, нравственность,
самосовершенствование, педагогика. Перечитывая недавно старенький учебник, я
натолкнулся вдруг на совершенно неожиданное для меня гениальное сочетание слов:
«основные педагогические явления – воспитание, обучение и образование...» [2,
с. 4]. В тексте эти три слова, обозначающие, по мысли авторов, три основные
педагогические явления, перечисляются как равноправные. Обычно, про них думают
иначе, напри- мер, так: «образование включает в себя обучение и воспитание». Да
и в практике школьной жизни мы обычно говорим об учебной и воспитательной работах,
имеем двух заместителей – по учебной и по воспитательной работе и т.д. Некоторая
путаница начинается, когда мы характеризуем учреждение как учебное (с. 71)
воспитательное или
образовательное, причем, под воспитательным явно понимается тюрьма или трудовая
колония. Мы охотно говорим об «едином образовательном пространстве» России, но
навряд ли мы захотим размышлять о нашей стране как об едином обучающем или
воспитующем пространстве, хотя иногда в последнее время мысли об этом нет‐нет
да и возникнут... Понятно, что все эти три «педагогические явления» – обучение,
воспитание и образование, – развиваются во времени, что невольно наводит на
мысль сформулировать теоретическую модель «педагогического пространства Зыкова»
на манер теоретической модели «физического пространства Минковского», предложенной
им в начале 1930‐х годов. Состояла эта
модель из трех базисных (то есть ортогональных) векторов физического пространства
– длины. ширины, высоты, – и времени. Утверждалось, что все видимые физические
явления развиваются именно в этом четырехмерном пространстве. Подобным образом,
я утверждаю, что все явления психического мира человека также развиваются в
четырехмерном пространстве обучения, воспитания, образования и времени. Поясню
это. Для проведения полной аналогии между двумя названными четырехмерными
моделями физического и педагогического пространств, надо было бы до- казать
ортогональность векторов обучения, воспитания и образования. Естественно под
обучением понимать формирование и укрепление знаний, умений и навыков (ЗУН‐ов).
В этом смысле обучаются не только люди, но и все живые существа, обладающие
памятью. Люди отличаются тем, что способны пользоваться второй сигнальной
системой и формальной логикой, а также способны к вербальным абстрагированию и
конкретизированию, что животным недоступно. Под воспитанием я понимаю
«воспитание чувств». Человеку Космос, Все- ленная, Мир даны в двух ипостасях. С
одной стороны – внешней по отношению к его «кожному мешку» – человек ощущает
материальные предметы и процессы так называемого внешнего мира, среды своего
обитания. С другой, внутренней стороны, – человек чувствует все материальные
предметы и процессы внутри (с. 72)
своего организма,
который объективно является не в меньшей степени материальными Космосом,
Вселенной и Миром по отношению к сознанию человека, чем пространственно внешние
ему Космос, Вселенная и Мир. Воспитывать человека – значит формировать и
развивать его способность чувствовать свой организм, свой внутренний мир,
данный нам в чувствах, а не в ощущениях (как мир внешний, читай В.И. Ленина). В
том числе и воспитывать его способность к чувственным абстрагированию и
конкретизированию. Эти последние очень важны, поскольку все духовные ценности
являются чувствами: Бог является высшей чувственной абстракцией психически
нормального человека, любовь, творческая интуиция и совесть человека тоже
полностью базируются на его чувственности. Под образованием я понимаю, следуя
традициям русской философии всеединства (Л.Н. Толстой, Вл.С. Соловьев, П.
Флоренский, С.Н. Булгаков и др.) процесс нравственного самосовершенствования
человека, возвышение его над своим естественным животным состоянием (над
«животным человека» у Толстого, над «эгоистом» и «антихристом» у Соловьева, над
«эмиром» и «силачом» в моей системе обозначений и др.). В самом деле, телесно
люди сегодня рождаются такими же, как и 100 или 40 тысяч лет тому назад. Но,
родившись телесно в этом до‐человеческом
состоянии, они должны потом ещё родиться дважды – в социальном и духовном смысле,
чтобы стать полностью современными людьми. Вот подготовкой к этим второму и
третьему рождениям и самими рождениями в процессе нравственного
самосовершенствования человека и должно заниматься образование. В моей
терминологии, три степени нравственного совершенства в порядке восхождения (то
есть образования) от низшего к высшему обозначаются как эмир, силач и аватар
[1]. Очевидно, что эти три вектора четырехмерного педагогического пространства
ортогональны, то есть имеют нулевую проекцию друг в друга. Обучить чему угодно
можно и животное и даже автомат: чувства и нравственность для этого вовсе не
нужны. Человек, чрезвычайно чувственно развитой, может быть нравственно
ничтожным. Нравственно совершенный человек может быть совсем не (с. 73)
образованным в обыденном
понимании этого слова. Понятно, что все психические события развиваются во
времени и в этом трехмерном психическом пространстве, – подпространстве
четырехмерного педагогического пространства. В последние 40 лет произошли
важные изменения в научном понимании того, что есть личность человека. Работами
нобелевских лауреатов В. Леонтьева, Т. Шульца, Г. Беккера и др. показано, что
личность человека (в традиционной психологии она имеет свыше 500 свой
внутренний мир определений, – МБЗ) на самом деле есть его человеческий капитал,
состоящий из шести компонентов – трёх видов здоровья (телесного, психического и
социального), двух видов интеллекта (смыслового критического мышления и
творческой интуиции), и главного качества современного человека – совести. Современная
педагогика позволяет человеку совершить прижизненное восхождение от эмира через
силача к аватару в четырехмерном педагогическом пространстве Зыкова. Конечно,
наши исследования будут продолжены. Хотелось бы расширить круг их участников.
Список
литературы
1. Зыков М.Б. 80 идей
Владимира Соловьева о любви XXI века. – М.: Зыков, 2015.
2. Ковалев Н.Е.
Введение а педагогику: Учебное пособие для студентов педагогических Институтов.
– М.: Просвещение, 1975.
(с. 74).
0 коммент.:
Отправить комментарий