вторник, 24 февраля 2015 г.

14. Григорьев С.В., Зыков М.Б., Сабанина Н.Р., Зыкова А.М. " Интернет – Интернационал как клубная игровая практика в пространстве детских игр и праздников"

Григорьев С.В., Зыков М.Б., Сабанина Н.Р., Зыкова А.М. Интернет – Интернационал как клубная игровая практика в пространстве детских игр и праздников // Сборник «Игра – Игрушка – Игровые технологии и Праздник  в социальной педагогике детства». Материалы научно-практической конференции по празднично-игровой культуре / Ответственный редактор С.В. Григорьев. Под общей редакцией С.В. Григорьева, Н.В. Кленовой, А.С Фролова. – М.: МГДД(Ю)Т, 2012. – 200 с. ISBN 978-5-8094-0056. – C

Grigorjev S.V., Zykov M.B., Sabanina N.R., Zykova A.M.  Internet – International as a  CluB Games’ Practice in the Space of Children’ Games and Festivals // “Game – Toy – Game Technologies and Festivity in Social Science of Childhood”. – Moscow, 2012. – 200 pages. – P. 143-147.

tt0_125_236.1,  (страница 1)
Form of Culture:  #5 Education (Образование)
Address:  Elets, Russia, World Wide “Tolstoy-Templeton” Library “Laws of Life” (“Human Capital”).



ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРНАЦИОНАЛ КАК КЛУБНАЯ ИГРОВАЯ ПРАКТИКА В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКИХ ИГР И ПРАЗДНИКОВ

Григорьев С.В., Зыков М.Б., Сабинина Н.Р., Зыкова А.М. (Россия-США)

Футуролог И.В. Бесстужев-Лада, академик РАО, считает, что за ближайшие 15 лет жизнь на планете Земля изменится больше, чем за предшествовавшие полтора миллиона лет со времени возникновения человека. Наверное, это пре­увеличение. Но жизнь действительно и меняется, и усложняется очень быстро. Игра - антиципация развития. Эта проблема специально рассмотрена в «Акаде­мии игры-2006», издаваемой Международным обществом друзей игры. Будущее несется навстречу все быстрее, и это заставляет нас придумывать все время что-то новое, чтобы в нашей воспитательной работе с детьми быть способными от­вечать на все возникающие - часто очень даже неожиданные — вызовы времени.
Одним из таких вызовов является стремительно нарастающая глобализация всех социально-экономических процессов на Земле. Население планеты быстро растет и приблизится к отметке 10 миллиардов человек уже в ближайшие не­сколько десятилетий. Жить становится тесно. Чтобы сегодняшние дети - зав­трашние взрослые - могли прожить свою жизнь счастливо и мирно, мы - сего­дняшние взрослые — должны уже сейчас позаботиться об их интернациональ­ном воспитании, научить их понимать и уважать все народы мира.
tt0_125_236.2,  (страница 2)

Уже второй год подряд на базе семейно-игрового клуба Центра празднич­но-игровой культуры и социокультурного развития Московского городского дворца детского (юношеского) творчества во время Недели игры устанавлива­ется телемост между российскими и американскими школьниками. Дело это новое, и хотя сама по себе идея кажется простой, а мероприятие — легко органи­зуемым благодаря быстрому развитию телекоммуникационных технологий, нам пришлось столкнуться с целым рядом разных трудностей и разрешить их.
Во время Недели игры 2010 г. активными участниками телемоста стали все авторы настоящей статьи. Были также В.М. Григорьев, А.С. Фролов и многие сотрудники отдела игры, очень поспособствовавшие удачному проведению те­лемоста. И, конечно же, семьи - дети и их родители, которые и вступили в оживленную беседу с детишками из одной из школ Американского штата Ва­шингтон, расположенной в непосредственной близости от американских кор­пораций «Боинг» и «Майкрософт».
Вспоминая тот вечер, Наталия Рафаелевна Сабанина, руководитель музея «Человеческий капитал» Центра образования «Кожухово», рассказывает: «Для нас это было впервые. Нужно было не только подготовить материалы для скайпа, но и наладить техническую связь. Но расскажу всё по порядку. Сначала была идея: как детям можно преодолеть расстояние между странами, время, разделя­ющее планету на день и ночь и сделать что-то вместе? Это и стало девизом и те­мой нашей скайп-встречи: «Вместе мы можем!» Ребята и их родители задума­лись, что дети умеют делать такого, что могло бы стать не только интересным, но и полезным, и ответ пришёл сам собой, - конечно, дружить! Дружба между (c. 143) нами, такими разными и такими похожими, - что может быть прекраснее и созидательнее? И, чтобы стать друзьями, нам предстояло сначала познакомиться и понять друг друга: нужен был какой-то общий язык, который знают и понимают все дети земли, и он нашёлся! Конечно это искусство - мы решили рисовать пла­каты, чтобы все могли участвовать, хотя многие дети достигли такого уровня, что могли даже разговаривать на языке своего друга! Так американские ребята рассказывали о себе на русском, а наши подготовили несколько английских фраз. Да, слышать свой язык из уст иностранца - это первое, что нас сближает.
Итак, в назначенный час наши ребята, «вооружённые» плакатами и подел­ками, с нетерпением ждали связи с Сиэттлом - это тот город в США, где у экра­на нас с нетерпением ждал целый класс американской школы. Надо сказать, что перед встречей мы тщательно изучали все тонкости программы «Скайп» и об­щения через «экран»: нужно было понять, какая камера покажет наилучший ре­зультат, какой скорости интернет-соединения хватит для бесперебойной связи, где поставить компьютер, если придётся воспользоваться вай-фай технологией, и, наконец, как нужно слушать и разговаривать перед экраном. Этот навык имеет свои особенности: важно
tt0_125_236.3,  (страница 3)
говорить no-очереди, не перебивая друг друга, с опре­делённой скоростью, делить свою речь на несколько связанных между собой со­общений и
внимательно следить за мыслью собеседника, чтобы задавать пра­вильные вопросы о сути его предыдущего высказывания. Речь должна быть осо­бенно правильной и чистой, чтобы ещё больше облегчить понимание.
И вот мы слышим характерный звук скайп-звонка, на экране монитора по­является изображение: американские ребята отходят от экрана и рассаживаются за парты в своём классе, они готовы видеть, слышать, показывать. У каждого на парте лежит свой плакат, каждый ждёт своей очереди. Мы тоже замерли в ожи­дании. Рома Самойленко из 3 «Б» класса московской школы № 1804 расставил фотографии и фигурки своих пластилиновых драконов, он мечтает, чтобы они ожили и украсили наш мир такими же яркими красками и разнообразием, ка­кими они живут в его фантазии: ведь друзья могут соединить свои мечты и фантазии и сделать мир лучше!
Он приехал сюда, во Дворец детского творчества на Воробьёвых горах, к се­ми часам вечера по-московскому времени вместе со своими мамой, папой и младшей сестрёнкой Викой, чтобы американские школьники, пришедшие в свой класс на час раньше своего первого урока - к 8 часам утра - смогли увидеть его и познакомиться с российскими детьми не понаслышке. Теперь наша очередь смот­реть и слушать: на экране появляется Майкл со своим плакатом «Together we can...»: там изображён большой вулкан, и написано, что вместе мы можем пре­одолеть силы природы! Майкл говорит, что он учится в третьем классе и рад нашей встрече. Девочка, которую зовут Джейн, показывает плакат, на котором изображены люди, они идут по берегу моря и... собирают мусор. Надпись гласит «Вместе мы можем сохранить мир чистым!». На третьем плакате изображены го­лубые кошки, и речь идёт о том, что вместе мы можем спасти братьев наших меньших. (c. 144)
Наступает наша очередь: Влад (4 «В» класс), Маша (1 «А») и Коля (дошколь­ник) Сабанины, родные братья и сестра, живущие в Москве, развернули лист ват­мана с изображением идеального мира - мира своей мечты, родившегося из ре­ального, не очень-то дружелюбного: но они чувствуют в себе силы менять землю и небо, сажать цветущие сады, строить великолепные замки для того, чтобы здесь поселилась её величество «Любовь», и предлагают всем детям делать это вместе.
Каждый из ребят хочет высказать свою мысль, поделиться своими пережи­ваниями: волна взаимного интереса и ощущения своих сил изменить свой мир к лучшему, на благо всех людей на планете, рождается в душе ребят! Не это ли момент Истины? Однако время, остановившееся для нас на этот час, снова про­должает диктовать, за окнами Московского Дворца пионеров (я, конечно, ого­ворилась, пионеры остались в прошлом, хотя...), за окнами темно, у нас на небе видны звёзды, а на другом конце Земли начинается новый день, звенит звонок на урок, а наша скайп-конференция заканчивается! Но память вновь и вновь за­ставляет нас посмотреть на мир
tt0_125_236.4,  (страница 4)
глазами наших Сиэттлских друзей! И вот наступил новый учебный год, а дети продолжают быть детьми: они хотят дру­жить и играть вместе, и вновь они хотят увидеть глаза ребят с другого конца Земли: это тоже игра, ведь именно играя, дети становятся настоящими друзья­ми на всю жизнь. Поэтому темой нашей новой скайп-встречи (или по-взрослому - конференции) станет «Моя любимая игра».
Новые телекоммуникационные технологии стремительно завоевывают мир. Понятно, что прежде всего они находят применение в промышленности, во всех видах хозяйственной деятельности и особенно там, где это оборачива­ется высокими прибылями для предпринимателей. В какой-то степени здесь происходит то же самое, что и в развитии материального производства по срав­нению с производством духовным в мире, последнее явно отстает. Развитие гу­манитарного знания не поспевает за развитием знания технического.
Современный мир должен осваивать новые ИКТ не только для техниче­ских целей, но и для укрепления взаимопонимания народов, для гуманитарного просвещения, для налаживания дружественных контактов между людьми, осо­бенно между детьми из разных стран. В Советском Союзе успешно повсемест­но функционировали Клубы интернациональной дружбы (КИДы). Дети всех возрастов проявляли к ним большой интерес. Сегодня многое изменилось в ми­ре, но можно с уверенностью предположить, что детям и сегодня интересно узнать, как живут их сверстники в зарубежных странах. В основе - взаимопо­лезное игровое общение детей и педагогов, опосредованное скайп-технологией. Конечно, технологии КИДов и современных скайп-конференций - совсем раз­ные. Из этого следует, что организация КИДов нового типа, а именно: Интер­нет-Интернационал-Клубов (ИИК), должна опираться на новые методы и прие­мы, учитывать изменившуюся психологию современного молодого поколения.
Во время нашего первого заседания ИИК нам пришлось решить многие технические, организационные и даже экономические проблемы. Площадка Дворца оказалось очень удобной для этого. Но мы поставили перед собой зада­чу провести не одноразовое мероприятие, а возобновить добрую традицию (c146) советского прошлого. Поэтому мы решили провести очередное заседание ИИК не во Дворце, а просто в одной из московских школ. Правда, эта школа тоже не совсем обычная, а с названием «Научно-внедренческий ГОУ ЦО "Кожухово" школа здоровья № 1804» и с первым в России школьным музеем «Человече­ский капитал».
Сразу скажем несколько слов о музее. Его целью, содержанием работы и ре­зультатом является формирование и развитие человеческого потенциала, капита­лизация этого потенциала с целью всесторонней подготовки выпускников шко­лы к успешному выходу на все три основные рынки современного общества - народно-хозяйственный, семейно-брачный и образовательный. Самая суще­ственная часть экспозиции музея - биографии и жизнеописания выдающихся людей всех времен и народов, причем не только
tt0_125_236. 5,  (страница 2)
на русском, но и на иностран­ных языках. Дети в музее учатся читать на иностранных языках по методике «ШЛЮЗ», разработанной М.Б. Зыковым. Это важное обстоятельство, поскольку вопрос мотивирования будущих участников ИИКов говорить на иностранных языках со своими зарубежными сверстниками - один из самых сложных.
Детям вообще свойственно смущаться, а уж перед телекамерой тем более. А если еще надо и говорить, и понимать иностранную речь, то можно себе представить, насколько сужается круг возможных участников скайп-конференций. К решению этой проблемы мы подходим с позиции необходимо­сти не только формировать и развивать человеческий потенциал детей в школе, но и капитализировать его. Участие в заседании интернет-клуба - это стопро­центная капитализация творческого потенциала школьника.
Есть и еще одна проблемная сторона. Каждое заседание ИИК должно быть обязательно тематическим. Уже на самой начальной стадии подготовки оче­редной скайп-конференции во время нашего первого телефонного разговора с американской стороной первый вопрос, который возникает, это - о чем будем говорить на этот раз? И это понятно: дети не взрослые, экспромты в данном случае неуместны. Дети должны как следует подготовиться. Вот сейчас мы вы­брали тему «Моя любимая игрушка». Договорились с американцами, что с каждой стороны выступят по пять детей в возрасте где-то около третьего клас­са. Каждый ребенок покажет свою любимую игрушку и научит зарубежных сверстников играть с ней. Каждому ребенку дается по пять минут, что позволит провести всю передачу не более, чем за час.
До следующего Клуба в ноябре во время Недели игры во Дворце еще до­статочно времени, но и наши, и американские дети уже вовсю готовятся к нему. Оказывается, ребенку не так просто решить, какая игрушка у него самая люби­мая. Кроме того, одно дело играть самому, а другое - научить других играть в неё. В третьих - надо говорить, и лучше не по-русски, а по-английски, при этом надо быть смелым, решительным и не смущаться ... Уметь ответить на неожи­данный вопрос.
Одним словом, организация и проведение очередного ИИКа - это целый комплекс воспитательных дел, самыми активными участниками которых явля­ются сами дети. Но это и есть самое настоящее воспитание. Поэтому мы (c. 146) уверены, что у Интернет-Интернационал-Клуба, нового, современного варианта прежних КИДов, впереди успешное и полезное будущее. Взрослые исследова­тели, педагоги и практики развития игровой культуры детства могут использо­вать игровой интернет-интернационал (ИИИ) для решения исследовательских задач, составления свода любимых игр детей разных стран, сравнительных ис­следований по этнокультуре детства (c. 147).


tt0_125_236.5,  (страница 5)

0 коммент.:

Отправить комментарий