ttdz_000_469 Zykov Mikhail Станем как один …
винтик в механизме Яровой ФК Обраование
В единых учебниках
усмотрели угрозу национальному
В Госсовете Татарстана готовится отрицательный отзыв
на законопроект депутата Госдумы Ирины Яровой о «единых базовых
учебниках». Региональные власти и парламентарии назвали документ «угрозой
национальному образованию» и расценили как попытку ограничить самостоятельность
субъектов РФ — в частности, в рамках преподавания национальных
языков. Оппоненты призывают «бить в колокол», чтобы закон госпожи Яровой
не был принят.
Комитет Госсовета Татарстана
по образованию подготовил отрицательный отзыв на федеральный
законопроект, который устанавливает «базовое содержание» учебных предметов
и вводит «базовые учебники» в России. Как сообщил «Ъ» глава комитета Разиль
Валеев, документ «ограничивает самостоятельность субъектов РФ»
в формировании школьных программ и может «нести угрозу национальному
образованию» в регионах.
Речь идет о проекте поправок к ФЗ «Об образовании в РФ», который внесли в Госдуму главы думских комитетов Ирина Яровая (по безопасности и противодействию коррупции) и Вячеслав Никонов (по образованию). Документ предполагает, что школы лишатся права самостоятельно разрабатывать учебные программы — они обязаны будут ориентироваться «на базовое содержание программ федеральных государственных образовательных стандартов для школ». При этом для четырех учебных дисциплин — истории, русского языка, литературы и математики — депутаты требуют ввести единые «базовые учебники». Для углубленного изучения предмета предлагается использовать дополнительные «учебные пособия», вариативность которых также серьезно ограничивается. Необходимость таких изменений Ирина Яровая объясняет сохранением «единого образовательного пространства»: депутата возмущает, что «52 тыс. российских школ создали 52 тыс. различных программ». Законопроект будет рассматриваться осенью.
В министерстве образования и науки Татарстана полагают, что принятие этого законопроекта «может повлечь негативные последствия» — в частности, «минимизацию самостоятельности» регионов в развитии национального образования. «В условиях “единства содержания” учет особенностей более чем 190 народов России представляется маловероятным», — заявил замминистра Ильдар Мухаметов. Он указал, что в настоящий момент в России изучаются 59 родных языков, однако в законопроекте не записано «право субъектов РФ разрабатывать базовое содержание образования по родным языкам, литературе, механизм их включения в стандарты». Он полагает, что «этнорегиональные особенности» должны также учитываться в программах по истории, географии, обществознанию, музыкеи т. д. — то есть
эти программы не должны быть «базовыми» для всех регионов.
В правительстве Татарстана также опасаются, что с введением «обязательности сроков обучения» для основных предметов время для изучения родного языка и родной литературы останется «весьма незначительное». В республике татарский язык преподают как родной язык независимо от национальности ребенка. Если закон Ирины Яровой будет принят, говорит господин Мухаметов, «возможно, мы не сможем выполнять наше региональное законодательство о языках».
Кроме того, указывают республиканские власти, «обязательность использования определенных учебников» нарушит закрепленную в Конституцию России свободу преподавания и свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм.
В настоящий момент школы Татарстана составляют учебную программу на основе «базисного плана для образовательных учреждений» (разработан региональным министерством образования на основе федерального базисного плана). План включает в себя такие дисциплины, как «татарский язык», «татарская литература» (изучаются в равных объемах с русским языком и литературой). Программа по истории в школах республики, согласно региональному плану, должна включать «историю татарского народа и Татарстана». Также ученики изучают географию Татарстана на уроках географии. В национальных татарских школах (таких около половины) обучение ведется на татарском языке.
Напомним, в 2008 году власти Татарстана уже защищали образовательную специфику региона от принятых федеральных стандартов. Занимавший в то время пост президента Татарстана Минтимер Шаймиев поставил ультиматум тогдашнему министру образования Андрею Фурсенко: республика не перейдет на новые стандарты, а в случае их насильственного введения объявит референдум по изменению местной конституции. В итоге Москва уступила: в законодательство были внесены гарантии проведения школьных занятий на языках народов РФ.
А летом 2013 года спикеру Госдумы Сергею Нарышкину пришлось посетить столицу Татарстана, чтобы уладить конфликт, который возник в связи с подготовкой единого учебника истории. В частности, Москва и Казань разошлись во взглядах на периоды Золотой Орды,татаро-монгольского ига, Куликовскую битву, взятие Казани. Господин Нарышкин
предложил учитывать мнения всех заинтересованных лиц при подготовке
концепции единого учебника — «с тем, чтобы в дальнейшем избежать
спекуляций и критики». После этой работы президент Академии наук
Татарстана Рафаэль Хакимов признал, что учебник стал более
«плюралистичным»: термин «татаро-монгольское иго» заменен «системой зависимости
русских земель от ордынских ханов», «национальные окраины» —
«регионами» (при описании взаимоотношений с «имперским центром») и т. д.
Депутат Яровая в разговоре с «Ъ» не согласилась, что предложенные поправки могут негативно сказаться на формировании образовательной программы в регионах. «Для нас важна позиция Татарстана и всех субъектов РФ. Поэтому мы переговорили со спикером парламента Татарстана Фаридом Мухаметшиным и договорились о конструктивной работе и поиске совместных решений по закону с председателем профильного комитета Госсовета республики Разилем Валеевым», — заверила госпожа Яровая. Она отметила, что «региональный компонент и внимание к языкам и культуре народов России обязателен и в проекте они ни в коей мере не ущемляются». «Напротив, исходя из того что российская академия образования, а не коммерческие структуры и частные лица будет разрабатывать стандарты, это позволит реализовать задачи по сохранению культуры и традиций всех народов России», — отметила она.
Ожидается, что свой отзыв Госсовет Татарстана направит после одобрения всеми депутатами. Кроме того, сообщил «Ъ» господин Валеев, власти намерены инициировать «отдельное обсуждение» законопроекта, пригласив депутатов Госдумы в Казань. «Надо бить в колокол, иначе проект пройдет на ура и никто не будет смотреть на наши возражения», — заявилавице-спикер Госсовета Римма
Ратникова.
Кирилл Антонов, Казань; Валерия Мишина, Александр Черных
Речь идет о проекте поправок к ФЗ «Об образовании в РФ», который внесли в Госдуму главы думских комитетов Ирина Яровая (по безопасности и противодействию коррупции) и Вячеслав Никонов (по образованию). Документ предполагает, что школы лишатся права самостоятельно разрабатывать учебные программы — они обязаны будут ориентироваться «на базовое содержание программ федеральных государственных образовательных стандартов для школ». При этом для четырех учебных дисциплин — истории, русского языка, литературы и математики — депутаты требуют ввести единые «базовые учебники». Для углубленного изучения предмета предлагается использовать дополнительные «учебные пособия», вариативность которых также серьезно ограничивается. Необходимость таких изменений Ирина Яровая объясняет сохранением «единого образовательного пространства»: депутата возмущает, что «52 тыс. российских школ создали 52 тыс. различных программ». Законопроект будет рассматриваться осенью.
В министерстве образования и науки Татарстана полагают, что принятие этого законопроекта «может повлечь негативные последствия» — в частности, «минимизацию самостоятельности» регионов в развитии национального образования. «В условиях “единства содержания” учет особенностей более чем 190 народов России представляется маловероятным», — заявил замминистра Ильдар Мухаметов. Он указал, что в настоящий момент в России изучаются 59 родных языков, однако в законопроекте не записано «право субъектов РФ разрабатывать базовое содержание образования по родным языкам, литературе, механизм их включения в стандарты». Он полагает, что «этнорегиональные особенности» должны также учитываться в программах по истории, географии, обществознанию, музыке
В правительстве Татарстана также опасаются, что с введением «обязательности сроков обучения» для основных предметов время для изучения родного языка и родной литературы останется «весьма незначительное». В республике татарский язык преподают как родной язык независимо от национальности ребенка. Если закон Ирины Яровой будет принят, говорит господин Мухаметов, «возможно, мы не сможем выполнять наше региональное законодательство о языках».
Кроме того, указывают республиканские власти, «обязательность использования определенных учебников» нарушит закрепленную в Конституцию России свободу преподавания и свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм.
В настоящий момент школы Татарстана составляют учебную программу на основе «базисного плана для образовательных учреждений» (разработан региональным министерством образования на основе федерального базисного плана). План включает в себя такие дисциплины, как «татарский язык», «татарская литература» (изучаются в равных объемах с русским языком и литературой). Программа по истории в школах республики, согласно региональному плану, должна включать «историю татарского народа и Татарстана». Также ученики изучают географию Татарстана на уроках географии. В национальных татарских школах (таких около половины) обучение ведется на татарском языке.
Напомним, в 2008 году власти Татарстана уже защищали образовательную специфику региона от принятых федеральных стандартов. Занимавший в то время пост президента Татарстана Минтимер Шаймиев поставил ультиматум тогдашнему министру образования Андрею Фурсенко: республика не перейдет на новые стандарты, а в случае их насильственного введения объявит референдум по изменению местной конституции. В итоге Москва уступила: в законодательство были внесены гарантии проведения школьных занятий на языках народов РФ.
А летом 2013 года спикеру Госдумы Сергею Нарышкину пришлось посетить столицу Татарстана, чтобы уладить конфликт, который возник в связи с подготовкой единого учебника истории. В частности, Москва и Казань разошлись во взглядах на периоды Золотой Орды,
Депутат Яровая в разговоре с «Ъ» не согласилась, что предложенные поправки могут негативно сказаться на формировании образовательной программы в регионах. «Для нас важна позиция Татарстана и всех субъектов РФ. Поэтому мы переговорили со спикером парламента Татарстана Фаридом Мухаметшиным и договорились о конструктивной работе и поиске совместных решений по закону с председателем профильного комитета Госсовета республики Разилем Валеевым», — заверила госпожа Яровая. Она отметила, что «региональный компонент и внимание к языкам и культуре народов России обязателен и в проекте они ни в коей мере не ущемляются». «Напротив, исходя из того что российская академия образования, а не коммерческие структуры и частные лица будет разрабатывать стандарты, это позволит реализовать задачи по сохранению культуры и традиций всех народов России», — отметила она.
Ожидается, что свой отзыв Госсовет Татарстана направит после одобрения всеми депутатами. Кроме того, сообщил «Ъ» господин Валеев, власти намерены инициировать «отдельное обсуждение» законопроекта, пригласив депутатов Госдумы в Казань. «Надо бить в колокол, иначе проект пройдет на ура и никто не будет смотреть на наши возражения», — заявила
Кирилл Антонов, Казань; Валерия Мишина, Александр Черных
Ссылка: https://news.mail.ru/politics/22545674/

0 коммент.:
Отправить комментарий