суббота, 2 июня 2012 г.

7. Зыков Михаил Борисович, Сабанина Наталья Рафаэлевна. Новые задачи старыми методами решить нельзя в принципе. – Реферат: http://eois.mskobr.ru/about/official.php?ID=181244 Образование не может плестись в хвосте. 24.02.2012.

Зыков Михаил Борисович, Сабанина Наталья Рафаэлевна. Новые задачи старыми методами решить нельзя в принципе. – Реферат: http://eois.mskobr.ru/about/official.php?ID=181244 Образование не может плестись в хвосте. 24.02.2012. Источник: Дарья Миронова, «Росбалт», 22.02.2012 Zykov Mikhail Borisovich, Sabanina Natalia Rafaelevna. New tasks could not be resolved using old methods. – Abstract: http://eois.mskobr.ru/about/official.php?ID=181244 Education could not be behind. 24.02.2012. tt0_115_316.1, Некоторым кажется, что в ближайшую четырехлетку школа в России изменится кардинально. Об установках и механизмах Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2011-2015 гг. рассказывает заместитель директора департамента федеральных целевых программ и проектов Министерства образования и науки РФ Дмитрий Гужеля. Он уверен, что федеральные целевые программы могут относительно быстро решать насущные проблемы. Текущее финансирование системы образования не позволяет этого сделать, поскольку предполагает ограничения по бюджету. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы — комплексная, охватывает все уровни образования: от дошкольного до вузовского, включая профессиональное и дополнительное. В программе определены направления работы, заложены индикаторы и показатели, по которым должен проводиться контроль, заранее обозначены основные мероприятия (интересно, что ФЦПРО нацелена на решение только насущных проблем. Например, как быть с проблемами стратегическими? – Ведь они сегодня связаны с более точным определением tt0_115_316.2, цели, содержания и результата работы всей российской национальной образовательной системы, во всех её звеньях? – МБЗ). Сегодня мест в детских садах не хватает почти половине дошкольников. Потребность — примерно 15 тыс. детских садов. Каждый стоит порядка 250 млн. рублей – если 15 тыс. умножить на 250 млн, сумма будет сопоставима с бюджетом страны. Каждый регион принимает за основу свою модель. С 2011 года Минобрнауки стал применять механизм субсидий: деньги уходят в регион, а тот уже сам определяет, каким путем пойдет — будет ли создавать семейные группы, открывать малокомплектные детские сады или поддерживать частные, возьмется за подготовку преподавателей либо предпочтет работать с родителями. Вместе с деньгами регион получает задачу – повысить показатели охвата качественным дошкольным образованием. Он свободен в выборе направлений расходования средств, но поставленную цель достичь обязан. Так что Гужеля утверждает, что к 2015 году качественное дошкольное образование в России будут получать 90 с лишним процентов детей (в этом абзаце речь шла только об увеличении количества дошкольных образовательных учреждений. Потом неожиданно появляется утверждение о том, что 90 процентов наших детей в 2015 году будут получать качественное дошкольное образование. Объяснить такой «фокус» можно только признав, что сегодняшнее образование в уже существующих ДОУ – уже качественное. Но так ли это? Детский сад это не только стены: это квалифицированный медицинский персонал, повара, дороги, снабжение. Откуда, например взять, 500 тысяч подготовленных воспитателей, в новые сады за 1,5 года , когда общее количество воспитателей 1 млн.200 тыс., а, иначе, откуда возьмётся качественное дошкольное образование? У ребёнка, который не ходит в детский садик, есть жизненная ситуация, в которой он существует относительно благополучно, откуда гарантия, что в детском саду он получит что-то tt0_115_316.3, лучшее, а не будет «испорчен» некомпетентностью и безразличием, окружающего социума, – МБЗ). Минобрнауки начал постепенный переход на новые ФГОСы. Это работа, на первый взгляд, незаметная. Но в образовании по-другому нельзя. Идет планомерный процесс. Создаются стажировочные площадки, своеобразные "точки роста": регион получает субсидии и на базе учебных заведений отрабатывает новые стандарты, новые модели, новые методики. Там же, в живой среде, готовят кадры. В прошлом году на 32 таких площадках по внедрению инициатив "Наша новая школа" обучили более 10 тыс. педагогов. Причем не просто педагогов, а педагогов-тьюторов, которые, возвращаясь в свои школы, распространяют знания среди коллег. Так и регионы: научившись, учат другие регионы. Здесь возможен лавинообразный эффект: ко времени внедрения стандартов, школы будут к ним готовы. Минобрнауки рассчитывает таким образом охватить всю систему образования (то есть вопрос о том, хороши или плохи ФГОСы – уже снят? – МБЗ). Профили в школе останутся. Смысл в том, чтобы связать школу и вуз. Выпускник школы прежде всего, должен понимать, куда ему идти. Возможно, это следует делать, как в развитых странах, — не в 10-11 классах ставить ребенка пред фактом: определяйся, а начинать подготовку к профильному обучению еще в пятом-шестом. Похожие механизмы, к слову, есть в консервативном английском образовании или в немецком образовании, которое считается одним из лучших в Европе. Останется для всех и математика: логарифмы и интегралы, может быть, им не всегда понадобятся, но мозг они структурируют (снова и снова появляются призывы использовать прохождение учебных дисциплин просто в качестве тренажеров для развития психических состояний и процессов? Но ведь это уже позавчерашний день в образовании? – МБЗ). tt0_115_316.4, В новой ФЦПРО уже не только работа с детьми с ограниченными возможностями, как было раньше. Это и работа с детьми с девиантным поведением, и охрана здоровья, и работа с одаренными учениками. Сюда же входят вопросы по патриотическому и экологическому воспитанию — все то, что поможет нам создать полноценного гражданина (из этого пассажа можно заключить, что Минобнауки претендует на создание полноценного гражданина – что само по себе является стльной заявкой, - и что основную роль в этом играют патриотическое и экологическое воспитание. Но такой взгляд на дело устарел уже 30 лет назад. Где российская педагогическая наука? Где всестороннее, все 22 формы культуры, воспитание Личности? Кто вообще задумывается о формировании Личности, ставится ли такая задача вообще? – МБЗ). В рамках ФЦПРО Минобрнауки обратил внимание на предпрофильную и профильную подготовку детй-инвалидов – сейчас разрабатываются соответствующие программы. Они дадут этим детям возможность заранее выбрать профессию и начать готовиться ко вступлению во взрослый мир. Если для здорового ребенка, который погружен в семью, в общение, в кружки и так далее, этот процесс происходит достаточно просто — видение будущего формируется, по сути, само собой, то для детей с ограниченными возможностями это крайне тяжелый момент. У нас более миллиона семисот тысяч таких детей. Это огромная цифра. Многие учатся дистанционно и при этом оказываются отрезанными от общества. Эта форма обучения при всех своих плюсах все-таки "закрывает" ребенка в некоем виртуальном пространстве. После окончания школы ему достаточно сложно "встроиться" в реальную жизнь. Для некоторых предпрофильная подготовка, возможность почувствовать и прочувствовать разные направления – это шанс влиться в общество, укрепиться в нем. К сожалению, у нас такая ситуация, tt0_115_316.5, какая есть: мы долгое время не замечали этих людей. Сегодня не замечать их нельзя. Чтобы позволить разным вузам отбирать талантливых детей и работать с ними по индивидуальным программам, был запущен проект по созданию 18 образовательных центров. Отрабатываются различные варианты взаимодействия "вуз-ребенок". Некоторые вузы будут открывать школы-интернаты, приглашать туда детей и таким образом полностью погружать их в учебный процесс. Есть вузы, которые работают с детьми с помощью дистанционных технологий. Третья модель включает в себя взаимодействие с ребенком через его школьного учителя. Вуз отбирает педагогов в разных школах региона, обучает их и снабжает необходимыми дополнительными материалами. А те, в свою очередь, с согласия директоров формируют классы и начинают с ними заниматься по специальным углубленным программам (Итак, положение Конституции РФ о равных стартовых образовательных правах для всех детей России теперь будет существовать только на бумаге? – МБЗ). ВСЁ. МБЗ: 1.Что потрясает? Начиная с 2005 года подобные программы принимаются регулярно. И регулярно же не выполняются. И каждый раз все начинается практически с нуля. И каждый раз начинают это якобы новое дело все те же прежние люди, действующие все теми же старинными методами, уже многократно доказавшими свою полную теоретическую и практическую непригодность. 2.Неужели все-таки нельзя понять, что политика «тришкина кафтана», латание постоянно образующихся все новых и новых дыр в системе образования порочна в корне и не в состоянии решить никакие проблемы, в tt0_115_316.6, том числе и так называемые «насущные» (вроде нехватки детских садов для половины дошкольников России). А стратегических вообще и говорить не приходится, - МБЗ). 3.Как хочется напомнить «товарищам» из Минобнауки, что всякое дело начинается с постановки его цели (такая цель для национальной образовательной системы России до сих пор не определена. Она движется просто по инерции послесоветского времен, - МБЗ). Из цели возникают задачи. Чтобы их решить, приходится подбирать эффективные методы. Делается это с детальным учетом всех имеющихся реальных ресурсов. Когда дело заканчивается, его результаты оцениваются с использованием объективных научных количественных методов (именно эти показатели должны исходно закладываться в цель дела, - МБЗ). Уже который раз ничего подобного нет в планируемых работах в сфере народного образования. Ну, сколько это еще будет продолжаться в таком духе? Не пора ли опомниться? НРС: 5. Хочется отметить, что решая организационные вопросы в образовании, следует в такой же мере, как и продуманной денежной политике, уделить внимание содержательной области образовательного процесса. К формированию Человека, нельзя подходить с той же меркой планирования, как для материального производства, здесь во главу угла необходимо ставить именно человеческий, а не формальный подход. 6. Современный ФГОС, направленный на формирование знаний и компетенций, всё равно не решает вопросов идеологии, которые и являются основой формирования здорового сознания общества. А вопрос идеологии упирается в отсутствие научной картины и мировоззрения, которая всячески замалчивается или вообще отсутствует на всех уровнях государственного планирования. tt0_115_316.6.

0 коммент.:

Отправить комментарий