ttdz_001_003
Зыков М.Б. История и задачи музейной педагогики. 2015.
Зыков М.Б. История и задачи музейной педагогики. 2015.
Зыков М. Б. История и
задачи музейной педагогики [Текст] / М. Б. Зыков // Образование и наука в
современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 09
окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив
плюс», 2015. – № 4 (5). – С. 35–37. – ISSN 2412-0537.
Культурология
и искусствоведение КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Зыков Михаил Борисович д-р
филос. наук, д-р экон. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный
университет им. И.А. Бунина» г. Елецк, Липецкая область
ИСТОРИЯ И ЗАДАЧИ
МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация: в представленной статье кратко перечисляются основные
события в развитии музейного дела и музейной педагогики. Выясняется, что с
самого начала музеи рассматривались как учреждения для всестороннего и гармоничного
развития людей. К сожалению автора, эта давняя традиция во многом утрачивается
в современном мире.
Ключевые слова: музей, коллекция, вдохновение, творчество, человеческий
капитал, всестороннее развитие личности, гармоничное развитие личности.
Принято
считать, что первый музей в мире создала принцесса Бел‐Шати Наннар в 550 году
до новой эры в городе Ур на территории нынешнего Ирака. И это было специальное
здание, храм, где, по преданию, собирались музы – дочери Мнемозины и Зевса.
Посетители храма, якобы, получали здесь вдохновение во всех видах деятельности,
так или иначе связанных с известными тогда видами искусствами – историей,
музыкой, комедией, трагедией, танцем, поэзией, астрономией и красноречием.
Правда, это здание ещё не называлось музеем. Первый музей, который так и
назывался – «музей», – возник гораздо позже, в городе Александрия, в Египте.
Это был университет, – дворец, где люди могли учиться и вести научные
исследования. Люди полагали, что в храме собираются все музы под руководством
их матери Мнемозины, богини Памяти, чтобы их вдохновлять (то есть дарить им
ценности всех видов искусств (с. 35).
Уже в Средние
века, в аббатстве Сен‐Дени недалеко от Парижа в XV веке было создано
специальное место, где хранились реликвии, и куда могли приходить люди, чтобы
этими реликвиями восхищаться и поклоняться им. Для верующих современников эти
коллекции вещей прежних времен были не только интересны, но и обладали
специальной волшебной силой. Тогда этими силами особенно интересовались
алхимики и лекари. Немцы первыми догадались назвать такие места – «Камерами
чудес» (Wunderkammer). В XVI веке Улисс Алдрованди (Ulysse Aldrovandi) произнес
ставшими знаменитыми слова «Нет ничего прекраснее, чем знать все удалось собрать все вещи в одном месте, можно
было бы понять, как устроен весь мир в целом, вся Вселенная. Но чем больше
коллекция, тем больше связанных с нею проблем. В 1677 году Элиас Эшмоул (Elias
Ashmole) решил разместить свою коллекцию старых и интересных вещей в одном
каком‐то месте. Тем более, что коллекция чрезвычайно выросла, когда друг Элиаса
Джон Трэйдискэнт (John Tradescant) пода- рил ему свою коллекцию. Джон вместе со
своим отцом были натуралисты и объездили весь мир в поисках новых растений. Но
вместе с экзотическими растениями они прихватывали с собой также редкие и
интересные вещи. Элиас, в конце концов, нашел подходящее место для коллекции –
это был Оксфордский университет. Он подарил коллекцию университету при условии,
что они разместят её в специальном здании. Университет выполнил условие, и в
1683 году родился старейший из ныне существующих в мире музеев – в Оксфорде.
Забегая вперед, скажу, что в 2010 году я передал (по рекомендации Минобра РФ)
Елецкому гос. Университету им. И.А. Бунина свою коллекцию на том же условии. И
действительно, первый год она размещалась в отдельном здании, но затем производственная
необходимость заставила руководство университета переместить её в подвал вновь
построенного здания университетской библиотеки. Но об этом музее поговорим чуть
позже (с. 36).
Роберт Коттон
(Robert Cotton), живший несколько ранее Элиаса, и Эдвард Харлей (Edward
Harley), живший несколько позже Элиаса, впервые в мире собрали коллекции
рукописей, но они оба умерли, так и не дождавшись специальных зданий для своих
коллекций. Следующим великим и признанным коллекционером в мире был наш русский
император Петр Великий. Он приказал своему библиотекарю посетить все
европейские музеи и сделать наш первый российский музей лучшим в мире. Петра
интересовало всё, и, подобно Улиссу Алдрованди, он хотел знать всё. Так возник
первый бесплатный музей – петровская Кунсткамера – в России: посетители обязаны
были выпить рюмку спиртного при входе в него. В этом музее в Санкт‐Петербурге
был и весьма редкий экспонат – овца с двумя головами. Выдающимся английским
коллекционером был сэр Хэнс Слоан (Sir Hans Sloane), предложивший свою
коллекцию Правительству Англии. Правительство организовало национальную
лотерею, чтобы собрать необходимые средства, и, соединив коллекцию Слоана с
коллекциями рукописей Харлея и Коттона, создало в 1759 году Британский музей.
Сегодня в Объединенном Королевстве функционируют 2500 музеев и ещё, по крайней
мере, 15000 музеев – в Соединенных Штатах Америки. Всем известны такие музеи
как Тауэр в Лондоне и Лувр в Париже. Но выяснилось, что даже целые города могут
быть настоящими музеями. Таким своеобразным музеем стала Венеция в Италии. В
Швеции в 1891 году был создан в местечке Skansen первый в мире музей из
свезенных в 1891 году был создан в местечке Skansen первый в мире музей из
свезенных в одно место со всей страны исторических зданий. Теперь таких музеев
в мире много, и все они называются скансенами. Во многих странах слово «музей»
используется для обозначения художественных галерей. Внучка Петра Великого –
русская императрица Екатерина Великая, – унаследовала от деда страсть к
коллекционированию. Она создала в Санкт‐Петербурге один из самых удивительных
музеев в мире – Эрмитаж с тремя миллионами экспонатов (с. 37).
В истории
науки часто бывает, что произнесенное первым слово оказывается самым истинным,
пророческим. Так случилось и с музеями. Сформулируем, опираясь на исторический
опыт, что же такое музей: Это учреждение, где: 1) человек может освоить
одновременно, во всех взаимных сочетаниях ценности всех современных форм
культуры; 2) основными экспонатами (экзибитами и артифактами) современного музея
становятся носители информации обо всем в мире, о всех странах, о всех исторических
временах, обо всех формах культуры; 3) основной задачей музейной педагогики
является такая организация музейного пространства, которая превращает его в
цивилизационную матрицу формирования современного всесторонне и гармонично
развитого человека. Именно этим определением музея мы руководствовались
последние 30 лет и руководствуемся сегодня при создании современных музеев в
России и в других странах. Примером такого музея является коллекция «Всемирная
библиотека Толстого‐Темплтона: Музей «Человеческий капитал», переданная мною
Елецкому гос. Университету им. И.А. Бунина. Особенно актуальным это определение
становится сегодня применительно к музеям в составе образовательных учреждений.
Средние общеобразовательные школы и вузы нашей страны достаточно хорошо
справляются с задачей ОБУЧЕ- НИЯ, но плохо – с формированием и развитием
творческого потенциала учащихся. Современные музеи типа музея «Человеческий
капитал» могут помочь устранить этот досадный недостаток (с. 38).
Список литературы Mark, Jan. The Museum Book / Illustrated by Richard Holland. – U.S.A.: Candlewick Press, 2007. Зыков
М.Б. Социальная философия образования. – М.: Граница, 2008.
0 коммент.:
Отправить комментарий